Дизайн код

Станцию Шереметьевская мы ассоциировали формальными признаками дворянского убранства, а именно фарфором и изразцами. Так колонны — фрагменты сводов тюбингов — приобрели пузатую форму и характерный блик

Анализ генплана

Заданием конкурса предусмотрена невозможность вмешательства в конструкцию павильона, однако же, сейчас раззонирован он крайне неоднозначно. Выход его приходится непосредственно на улицу Шереметьевская, а расположен он на участке жилой квартальной застройки. Не предусмотрены пешие маршруты на близлежащие участки кварталов. Ввиду этого мы предлагаем благоустройство территории, устраивая комфортную площадь, ориентированную на вход в павильон и удобные пешие связи участка с перекрестками.

Павильон

Конструктивная схема предполагает периметральные колонны с шагом 6 метров и большепролетные фермы. Фермы позволяют добиться потрясающего объема внутри общественной зоны павильона — предполагают устройство зенитного освещения.

Мы подразумеваем устройство видовых окон до отметки 2,5 метров, так как для комфорта человека этого достаточно, а более высокие окна дают более глубокое проникновение солнца, и как следствие избыточный перегрев. Зенитные фонари предлагаем на торцевые стены для обеспечения скользящего света. Привычный промышленный шаг колонн 6 метров даёт очень мощный отсыл к советской промышленной архитектуре, которого хочется избежать. Мы декорируем колонны полусферами из агломерата как с фасада, так и с интерьера. Организуем ими созвучие с архитектурой станции.

Отделка стен, потолка и фасада выполнена из перфорированных металлических листов. За ними легко развести и обслуживать все инженерные коммуникации. Сами листы легкосъёмные. Площадь перед выходом поднимается на отметку крыльца павильонов, таким образом решая проблему пандусов и лестниц, соблюдая нормативные нормы. На торцевых глухих стенах устраиваются зеркала для создания неразрывного периметра остекления и удобства пассажиров. Место неудобного примыкания сферы к полу и потолку решено легкосъёмными сетками и решетками, таким образом это место легко почистить.

Платформа

Мы изучили все станции сталинской эпохи Метростроя, проанализировали станции тюбинговых конструкций постсоветского периода и строим нашу станцию на актуализации лучших решений мастеров сталинской эпохи. Хотим, чтобы станция ощущалась новой и современной, но при этом гармонично продолжала лучшие достижения архитектуры Метростроя. Так мы работаем со сводом потолка, делая его безграничным светорассеивающим отражателем. Свод мягко закругляется четвертью сферы на торцах платформенных залов и повторяет формы лестниц в местах подъемов над лестницами. В торцевых тупиках переходов потолок ниспадает. Так привычному элементу придаётся новое звучание. Колонны делаем округлыми, чтобы добиться звучания фарфора, попутно гуманнее рассекаем потоки пассажиров. Нижнее примыкание дутых колонн решены подсвеченным цоколем для удобства уборки платформы.

Дутая колонна и свод потолка разделяются полочкой, за которой спрятаны освещающие станцию светильники. Свод над путями решён дополнительным декоративным необязательным светильником, спрятанным от глаз машиниста за чёрным гранитом отделки стены.

Полы и стены предусмотрены гранитом российского месторождения. В нем же выбраны узоры тактильной плитки. Колонны решены колотой мозаикой из этого же гранита, по принципу брекчия. Мы понимаем сложность работ на колоннах, однако же, ставим себе целью быть на ряду с лучшими образцами сталинской архитектуры метро, поэтому используем натуральные материалы. Наши решения являются наиболее ремонтно пригодными. Мы не стали использовать современную керамику ввиду вероятной невозможности её замены через 20 лет. Натуральный же камень в разы крепче и всегда доступен.

Переход между станциями оснащается герметичными дверьми на случай чрезвычайных ситуаций, поэтому в сферическом помещении возникает заужение потоков и тупиковая стена. Эту стену, равно как и сами двери, мы подразумеваем из полированной нержавеющей стали, чтобы свод переотразился, стена пропала, а архитектурные решения остались чистыми. Боковые стенки до уровня человеческого роста отделываются камнем и в них интегрируется лавка. Ввиду заужения считаем уместным организовать место отдыха и встречи именно здесь.

Торцы платформенного зала имеют тупиковые необоснованные объемы, и мы располагаем там места отдыха и встреч.

Светотехнический расчёт

Все предложенные нами светильники изготовлены отечественным производителем, имеющим опыт оборудования станций. Светотехнический расчёт подтверждает нормативное освещение платформы, вестибюлей и переходов. Создаёт комфортное дружелюбное освещение для человека. Все материалы используются матовые для того, чтобы избежать раздражающих бликов. Декоративные светильники подчёркивают архитектурный замысел. Все места засвета блика машиниста отслежены и исключены.

Шрифтовое написание названия

В основу шрифта взят аскетичный гротеск, который создаёт аристократичную строгость. Полукруглые формы визуально перекликаются с колоннами и добавляют эстетику написанию.

Исторический контекст

Шереметьевская улица была важным транспортным путём на северной окраине Москвы и получила имя в честь графа Николай Петровича Шереметьева, хозяина останкинской усадьбы. Николай Петрович был меценатом, музыкантом, покровителем искусств, основал странноприимный дом.

Современный контекст

На улице располагается театр Сатирикон, планета КВН, она ведёт к усадьбе графа, в которой был один из его крепостных театров, в которых он ставил множество спектаклей. Очень много отсылок к искусству, образ названия станции должен отсылать к истории, классике и эстетике, но при этом быть в современной интерпретации.

Награды

Победа в Международном конкурсе на разработку архитектурного облика станций Московского метрополитена. Станция Шереметьевская.

Тип проекта

Конкурсы, Общественные территории

Период реализации

2020

Город

Москва

Расположение

Россия, Москва, Люблинско-Дмитровская линия, метро Марьина Роща

Награды

  • Первое место. Реализация

Жюри

  • Марат Хуснуллин
    Сергей Кузнецов
    Марс Газизуллин
    Николай Шумаков
    Виктор Козловский

 

 

 

Команда проекта

  • Иван Колманок
  • Александр Томашенко
  • Василий Сошников
  • Рустам Исанчурин
  • Максим Машинистов
  • Ася Стойченко
  • Дарья Зайцева
  • Людмила Иванова
  • Александра Круглякова
  • Мария Ценципер
  • Надежда Придаткина
  • Марианна Шамонина
  • Евгения Титкина
  • Андрей Смирнов
  • Графический дизайн
  • RENOVARTIO —
  • Станислав Петров
  • Михаил Амиров

 

 

Свет

  • Вадим Тхак
  • Дмитрий Неклюдов